Что такое запрограммированное устаревание?

Что такое запрограммированное устаревание?

В 1901 году в пожарном отделении в Ливерморе, штат Калифорния, была представлена лампочка. 117 лет спустя эта лампочка все еще излучает слабый свет; короче говоря, он все еще горит, являя мировой рекорд.

 

У КАЖДОГО БЫТОВОГО ПРИБОРА, КОТОРЫЙ МЫ ПОКУПАЕМ, УЖЕ ЕСТЬ СРОК ГОДНОСТИ?

Теперь остановитесь на секунду и подумайте о том, сколько лампочек вы изменили в течение своей жизни; даже самые долгоживущие, похоже, не могут прослужить более нескольких лет (хотя они производятся с использованием новейших технологий).

 

Но тогда верно ли, что механические, электрические или электронные объекты «не делают их такими, какими они должны быть»? Действительно ли запланировано практическое устаревание, для которого каждый бытовой прибор, который мы покупаем, уже имеет срок годности, а производители заставляют нас покупать новые модели?

По этому вопросу мнения разделены: с одной стороны, те, кто считает, что компании специально создают менее устойчивые устройства, чтобы продавать последние модели; с другой - те, кто считает, что это классической теории заговора. Где правда?

Видимо, правда кроется по середине: «В принципе, компании реагируют на потребительские вкусы», - объяснила Джудит Шевалье, профессор финансов Йельского университета. «В некоторых случаях производители фактически пытались обмануть потребителей; но есть ситуации, когда потребители вынуждают компании вести себя определенным образом».

 

ОТРАЖЕНИЕ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ ВСЕ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ РАЗДРАЖАЕТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Поэтому запрограммированное устаревание будет отражением нашей все более и более раздраженной культуры потребителя; культура, которая также способствовала жадности некоторых компаний.

 

Изначально компании начали производить лампочки (если вернуться к нашему примеру с лампочкой) с использованием углерода нити накаливания в восемь раз толще, и , следовательно, более долговечными, вольфрам, появился и распространился на несколько десятилетий позже.

Целью компаний было создание качественных лампочек, предназначенных для рынка высокого уровня. Но бизнес-модель, основанная на долговечности, длилась недолго. Чем больше распространялись новые технологии на массовом рынке, тем более очевидным стало то, что производство одноразовых лампочек было бы гораздо более выгодной системой.

Так родился Phoebus Cartel, группа производителей (немецкий Osram, британский AEI, американский General Electric и др.), Которые в 1924 году решили совместно искусственно сократить срок службы лампочек (около 40 дней), с целью продавать большее количество. Планы производителей основывались на том, чтобы заключить соглашения до 1955 года; однако вспышка Второй мировой войны изменила все уже в 1939 году.

Недавние журналистские расследования рассказали подробности этой аферы, которая также была предметом некоторых судебных разбирательств в 1940-х годах. Прежде всего, картель Фобоса является самой яркой демонстрацией того, как запланированное устаревание не является городской легендой, а запланированной акцией.

В целом, однако, компании не заставляют потребителей покупать новые продукты посредством такого циничного планирования; они просто делают ремонт дороже, чем покупка нового продукта; или используют высокий статус продукта гарантированный их моделями с самым инновационным дизайном и с большим количеством функций; тем самым вызывая социальное давление, на обладание ими. Исторический пример, конечно же, относится к автомобилям, но в последнее время мы знаем эту форму давления, особенно в отношении смартфонов; из которых каждый год нам предлагаются новые версии (неизбежно, «лучшие когда-либо»).

Некоторые формы запрограммированного устаревания (побуждают нас заменять объекты, которые все еще полностью функциональны), явны и сложны. Подумайте о картриджах принтера: почему каждый раз, когда картридж разряжается, вам нужно купить целую палитру, а не только чернила для пополнения? И по какой причине, когда используется щетка стеклоочистителя, мы можем не только заменить кисть, но снова покупаем целую деталь? Причина, по которой компании установили определенные бизнес-практики, настолько очевидна, что ее даже не стоит доказывать.

 

КАЖДЫЙ ГОД, ТОЛЬКО В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ, 350 МИЛЛИОНОВ КАТРИДЖЕЙ ОКАЗЫВАЮТСЯ НА СВАЛКАХ

Это тема, на которую экологи ссылаются в течение десятилетий, не получая больших результатов. Тем не менее, согласно расчетам Cartridge World (компании, которая перерабатывает картриджи для принтеров), каждый год только в Штатах 350 млн. картриджей, оказываются на свалках. Огромные отходы и колоссальный экологический ущерб.

 

Неужели мы сталкиваемся с порочными корпорациями без сомнений, желающих уничтожить планету, чтобы увеличить свою прибыль? На первый взгляд, похоже. Однако, глядя немного глубже, можно увидеть, как эта система функционирует для капиталистической экономической модели. «Быстрый оборот потребительских товаров способствует росту и создает множество рабочих мест; просто подумайте о том, сколько людей зарабатывает деньги, производя и продавая, например, мартфоны», - говорится в BBC. «Кроме того, внедрение постоянно новых объектов, созданных для завоевания новых и старых клиентов, способствует инновациям и улучшает качество продукции».

Если этого было недостаточно, производство дешевых предметов низкого качества позволяет группам населения, которые несколько лет назад даже не могли мечтать, получить доступ к некоторым электронным устройствам (недорогие смартфоны, дешевые компьютеры, а также телевизоры, пылесосы и что угодно). Несмотря на неоспоримые преимущества, этот механизм является ответственным за глобальное потепление и ужасающие свалки, разбросанные в странах третьего мира.

Контр-доказательство всего этого заключается в том, что предметы роскоши существуют так долго, насколько это возможно, независимо от того, выпускаются ли новые модели каждый год. Например, при расчете стоимости на Rolex предполагается, что это может продолжаться всю жизнь и его стоимость растет с течением времени. В этом случае качество продукта, внимание к деталям и использованные материалы становятся причиной, по которой вы покупаете часы или предмет высокой моды; что создает такую ​​практику, как запланированное устаревание (которое дисквалифицирует бренд).

Итак, почему Apple, производитель высококачественных технологий, строит iPhone, который может длиться десять лет? Вероятно, потому что технологическая инновация протекает с такой высокой скоростью, что слишком долгое время использования продукта было бы нежелательным. Будете ли вы удовлетворены фактом, что десять лет назад вы заплатили в два раза больше, чем сегодня за более качественный iPhone 3G? В большинстве случаев вы все равно хотели бы его изменить; чтобы иметь все новые функции, гарантированные следующими моделями.

Именно эволюция технологий, а не злонамеренность компаний, приводит к тому, что продукты за несколько лет устаревают; поэтому инвестиции в производство чрезвычайно дорогих батарей, которые на протяжении десятилетий остаются опасными, является пустой тратой денег, не отвечающая пожеланиям потребителей.

 

 

APPLE ОБВИНЯЕТСЯ В НАМЕРЕННОМ СНИЖЕНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ СВОЕГО IPHONE

В конце прошлого года Apple оказалась на первых страницах всех журналов по технологиям, и это привело к добровольному снижению производительности старых iPhone, чтобы побудить потребителей покупать последние модели. Фактически, доказательства были неопровержимыми.

 

Итак: действительно ли топ-менеджеры самой богатой компании в мире собрались вместе, чтобы узнать, как еще больше поощрять своих постоянных клиентов покупать последние модели?

Или, что более вероятно, снижение производительности призвано избежать внезапных отключений iPhone с изношенным аккумулятором (особенно после обновлений операционной системы)? Точка в пользу Apple говорит тот факт, что штраф, введенный за «запрограммированное устаревание», указывает на отсутствие прозрачности в коммуникациях с клиентами, а не на снижение производительности.

Что будет в будущем? С определенной точки зрения тенденция к быстрому обороту продуктов, особенно более дорогих, кажется, находится в упадке. Например, данные американского автосалона показывают, что средний срок службы автомобилей составляет 11,4 года; против 5,1 1969 года. Капитализм, конечно же, должен также справляться с общей экономической ситуацией: те, кто сегодня покупают автомобиль, также ищут средства, на его эксплуатацию как можно дольше; а не замены его на модель с новым дизайном.

Более того, есть надежда, что практика изменения сломанных деталей будет более широко распространяться вместо замены всего объекта (при условии, что компании сделают эту практику возможной, что пока что они довольно неохотно делают). Приход на рынок модульных продуктов, таких как Fairphone, кажется, идет именно в этом направлении; но на данный момент мы все еще застреваем на стартовой линии. Однако глобальное потепление и повышение экологической осведомленности населения могут изменить мышление потребителей. И в этот момент даже запланированное устаревание может стать устаревшим.